slogan

 

+7 (495) 767-59-33

info@raritet-salon.ru

 

Использование клинков из Персии в традиционном оружии Малайского архипелага.

« Назад

30.07.2017 20:43

Разделение народов островами способствовало их меньшей интеграции и большему сохранению своих культурных традиций и особенностей. В то же время моря объединяли людей. Жители островов с давних времен ходили на лодках вдоль морских побережий. Совершали они плавания и к соседним, сравнительно недалеко отстоящим островам. Благодаря морю местное население обменивалось товарами. Безусловно, при этом происходило и взаимовлияние культур. Архипелаг находился на перекрестке путей, по которым переселялись народы, осуществлялись связи между великими восточными цивилизациями, Востоком и Западом. Древние государства, располагавшиеся на Суматре и Яве, привлекали арабских, индийских, персидских и китайских купцов, визиты которых на острова происходили с начала нашей эры. Иностранных купцов привлекали драгоценные металлы, полудрагоценные камни, жемчуг и пряности. Ввозились же ткани, утварь и железное оружие. Хотя началом железного века на островах Юго-Восточной Азии принято считать вторую половину I тысячелетия до н.э., железо на островах представляло редкость и высоко ценилось. Например, хотя в начале XVII в. славилось холодное оружие, изготовленное на о-ве Сулавеси из железа с месторождений Западного и Юго-Западного Борнео, клинки для холодного оружия импортировались голландскими и китайскими купцами.  Голландскую Ост-Индскую компанию, вообще можно считать монополистом XVIII в. по торговле железом (в том числе и булатом), которое из Индии доставлялось в Индо-Малайский регион и Китай.  

Крайне разнообразен на архипелаге не только этнический, но и конфессиональный состав. Сначала острова подвергались мощному, длившемуся более десяти веков, индийскому религиозно-культурному влиянию. Начиная с XIII столетия индуистско-буддийские учения стали постепенно уступать место исламу, который достиг своего апогея к XV веку. Утвердившиеся на индонезийских берегах в начале XVII века голландцы-христиане к концу его безраздельно овладели архипелагом. Но христианская религия здесь не привилась, хотя голландское господство продолжалось вплоть до второй мировой войны. Сохранялась и собственная анимистическая религия, например, у Лумадов (Минданао/Филиппины) или Даяков (Борнео/Индонезия, Бруней, Малайзия).  Территория архипелага представляла собой до начала XX в. множество княжеств и султанатов, каждое из которых имело свои традиции. Смешение различных народов и религий не могло не повлиять на вооружение местного населения. (Эгертон Э. Название: Индийское и восточное оружие. От державы Муравьёв до империи Великих Моголов, Москва, 2007, с. 165)

Малайский архипелаг отличается большим  многообразием разновидностей этнического холодного оружия. Причем такого разнообразия нет нигде в Мире. При этом важно отметить, что формы  традиционного длинноклинокового оружия связано больше с природными условиями, нежели чем с этническими особенностями. Подавляющее большинство длинно и среднекликового оружия рассчитано на сильный рубящий удар. Это проистекает из того, что очень часто это оружие используется не только как боевое, но и как утилитарный инструмент. Например, для прорубания пути в джунглях. Множество видов оружия является производным сельскохозяйственных орудий. Тем не менее часть оружия Малайского Архипелага своим происхождением, скорее всего, обязана влиянию других культур и народов. Примерами могут служить:
- возникновение кинжала беладау, бытовавшего у народов, населяющих многие острова Малайского Архипелага (Суматра, Борнео, Ментавай, о-ва Риу), скорее всего связана с арабским влиянием. Его рукоять и изогнутый двулезвийный клинок с «ребром», проходящим по середине, имеют близкое сходство с арабской джамбией.
- распространенная на Борнео короткая сабля – паранг набур была создана, вероятнее всего, под влиянием коротких морских сабель голландцев.
Длинноклинковое оружие Малайского Архипелага редко превышает 70 см. Скорее всего это связано с тем, что большинство боевых столкновений происходили в условиях ограниченного пространства (густые леса/морские суда). Это оружие имеет большое число названий, например: клеванг, паранг, педанг (каждый во множестве вариантов), голоки и пр. Клеванги – мечи прямые или немного изогнутые, клинки которых расширяются к острию. Паранги – разнообразные мечи или большие ножи с большим количеством подтипов. Чаще всего их клинки изогнуты, но есть и прямые, такие как паранг иланг. Педанги – оружие с «иноземными» клинками. Надо отметить, что если клеванги и паранги используются не только как оружие, но и в качестве орудий труда, то педанг – это исключительно оружие. В своей работе мы хотели бы остановиться именно на этом клинковом оружии Малайского архипелага. Педанг (поданг, паданг) – малайское слово, которое переводится, как «меч» (хотя надо отметить, что большинство педангов имеют сабельный клинок). При изучении индонезийских слов, обозначающих меч, Ван Дер Тунк пришел к выводу, что pedang, был разновидностью португальского espada (меч).
Андерсен, описывая быт населения восточного побережья Суматры так же упоминает, что мужчины вооружены «педангами». Единственное исключение представлено в монументальном труде профессора Питера Иоханеса Вета, посвященного Центральной Суматре. В этой работе под названием «Педанг» описан и изображен на вкладке прямой крис с узким клинком. Мы затрудняемся объяснить, почему крис назван педангом, но предполагаем, что автор, который не бывал в Индонезии работал с музейными коллекциями и информантами, получил от одного из них не верное название, которое и попало в книгу. «Классический» педанг представлен на иллюстрации в работе Вильгельма Вольца «Северная Суматра». Автор описывает его, как «саблю», что совершенно справедливо и упоминалось до него. Все педанги такого типа имели изогнутые клинки, чаще всего европейские или изготовленные в подражание им. Его же мы можем увидеть на фотографии, размещенной на форзаце книги ОСалливана «Ачех», в руках у представителя этого народа. Педанг (Hulu Menu Apet) – типичная сабля. Длинный клинок, однолезвийный, чаще всего европейский. Рукоять железная в виде «корзины». Обычно и черен и щиток, формирующий «корзину» и защищающий пальцы, украшены гравированным узором. Навершие полусферической формы с «шипом», напоминающее аналогичное у индийских мечей: фиранги и кханда.
Хотя приведенный выше педанг безусловно представляет собой прекрасный образец клинкового оружия Малайского архипелага, мы хотели бы подробнее рассмотреть другой тип педанга. На наш взгляд наибольший интерес представляет, так называемый, писо поданг (piso podang). В оличие от рассмотренного выше педанга с полноразмерным сабельным клинком, писо поданг редко достигает длины более 70 см, типичной для традиционного оружия вышеупомянутого региона.  Насколько нам известно название «писо поданг» впервые использовал итальянский этнограф Элио Могдилиани в своей работе «Среди свободных батаков», описывая вооружение батаков и приведя его изображение. Хотя, большинству это оружие известно благодаря Джорджу Камерону Стоуну, который в своем Глоссарии: Писо поданг (piso podang). Батакская сабля с прямой поперечной гардой и крупным навершием». Надо отметить, что отдельно друг от друга термины «поданг» в отношении клинкового оружия, как сабли и «писо» в отношении формы лезвия упоминались и раньше.
Название «писо поданг» в отношении этого оружия применяет и Ван Зоневельд. Вероятно это «искусственный» термин, потому что слово «писо» (piso) у батаков обозначает мужской меч или нож. Тем не менее «писо поданг» позволяет выделить данный тип оружия среди других педангов. Гипотезы о его появлении на Малайском архипелаге, в начале ХХ века и сейчас – сильно отличаются. Сто лет назад исследователи, явно описывая писо поданг, «мечи с латунной рукоятью, известные как педанг…», «педанг – меч с прямым или изогнутым лезвием и крестообразным перекрестьем», предполагали, что это оружие имеет арабское происхождение или является наследием мечей крестоносцев.
Например, Эванс писал: «Вероятно, большинство педангов, встреченных в Северном Борнео, были сделаны в Брунее. Форма рукояти позволяет вполне корректно предполагать, что она была получена от мечей, используемых крестоносцами Средних веков. Мало того, что рукоять выполнена в форме креста, но верхний «луч» креста заканчивается маленькой круглой чашей, которое, конечно же, совершенна бессмысленна для местного населения. Без сомнения, педанг был привезен в Ост-Индию арабскими купцами». Мы же, опираясь на материальные объекты и упоминания этого оружия в зарубежных и отечественных исследованиях, считаем, что писо поданг наиболее ярко отражает индийское влияние на традиционное оружие Малайского архипелага. Его рукоять практически полностью повторяет рукоять типичной индийской сабли тальвара – черен бочкообразный, с утолщением в центре; навершие чашевидное; крестовина прямая, короткая с расширенными концами и выраженными лангетами (металлические накладки-усиления на лезвии в районе гарды). Отличие заключается в материале, который используется для изготовления рукояти. Если рукоять индийских тальваров чаще всего изготовлена из железа, то у писо поданга – из латуни или бронзы. Хотя встречаются образца с рукоятями из железа и серебра. Также известны факты бытования у батаков писо подангов с рукоятью индийских тальваров. Например в книге «Батаки: люди острова Суматра» приводятся два писо поданга, один из которых с рукоятью из латуни, а  другой с рукоятью индийского тальвара. Клинки писо подангов чаще всего изогнутые (сабельного типа), хотя известны и образцы с прямыми клинками. Практически все они изготовлены из укороченных европейских сабельных клинков, которые высоко ценились естным населением. Эту же версию (происхождение писо подангов под влиянием индийских тальваров) приводит Гарднер в книге «Крис и прочее малайское оружие», развенчивает версию о происхождении от мечей крестоносцев «Педанги могут быть прямыми или изогнутыми. Прямую разновидность с клинком одинаковой ширины по всей длине клинка называют chenangkos.  Его часто продают неосторожным коллекционерам, как меч крестоносца. Мотивируя это тем, что рукоять выполнена в форме креста, а о маленькой «чаше» в навершии, покупателю говорят, что крестоносцы пили из нее церковное вино перед боем». Надо отметить, что использование европейских клинков или даже их копирование – не редкость среди населения Малайского архипелага.
Однако недавно нам удалось ознакомиться с нетипичным образцом писо поданга, клинок которого не является переделкой европейской сабли и не изготовлен местными жителями в подражание им. Собственно говоря, в нашем распоряжении оказались ножны и клинок без рукояти. Ножны состоят из двух деревянных половин темно-коричневого цвета, скрепленных в двух местах деревянными полосками.
DSC_6682
Ножны повторяют форму клинка, но при этом заметно расширяются у устья. У основания ножен с обеих сторон имяютяс вырезы треугольной формы. Типичная форма ножен, их размер и монтаж, а собенно устье с вырезом под лангеты рукояти, позволили сделать вывод, что они пренадлежат писо подангу. 

А вот однолезвийный клинок малой ширины оказался укороченным (стандартный размер подобного клинка - 800-900 мм.) клинком персидской сабли, длиной 704 мм, шириной 30 мм. и толщиной у обуха (у основания) – 4 мм. Он изготовлен из булата (wootz).
DSC_6687
По обеим сторонам клинка, примерно в 15 см. от его основания, ближе к спинке, вырезаны два аккуратных дола.
DSC_6683
На плоскости клинка, между долами и хвостовиком с одной стороны заметна вытравленная каллиграфическая надпись на персидском языке: «Воля Аллаха. Нет силы больше чем у Аллаха, Всемогущего и Великого», в обрамлении частично утерянной всечки золотом.
DSC_6684
На другой рлоскости клинка хорошо различимы два картуша. Один – круглый с изображением льва, другой содержит надпись: «О, удовлетворяющий нужды». Оба картуша обрамлены всечкой золотом в том же стиле и того же размера, что и на другой стороне.
DSC_6685
Обух клинка также орнаментирован золотой всечкой.

Подобный предмет можно было бы считать определенным уникумом и курьезом. Однако, наличие писо поданга с персидским клинком, опубликованное в книге Роберта Хейлса и общение с иностранными коллекционерами антикварного восточного холодного оружия: американцами Чарльзом Саундерсом (Charles Saunders) и риком Страудом (Rick Stroud), позволило выяснить, что аналогичные укороченные персидские клинки, изготовленные из булата, время от времени использовались на Малайском архипелаге при изготовлении различного этнического оружия. В частности, вышеупомянутый Саундерс, в разные годы обладал писо подангом, парангом с Суматры и мечом, вероятнее всего филиппинского происхождения, клинки которых были изготовлены из персидских булатных сабель. В коллекции Страуда так же находится писо поданг с аналогичным клинком. ТО есть в данном случае можно говорить об определенной тенденции.
Подобное оружие с персидскими булатными клинками является характерным примером взаимного влияния культур Малайского архипелага и других регионов. Несмотря на то, что в связи с нехваткой местного сырья для изготовления оружия, на архипелаг массово поставлялись зарубежные клинки, это не оказывало влияния на традиционные типоразмеры холодного оружия. Сохранялись традиционные «средние» размеры клинкового оружия, удобного для ведения боевых действий в джунглях. Привозные европейские и восточные «полосы» укорачивались в соответствии с местными особенностями и монтировались с этническими рукоятями. За редкими исключениями, упомянутыми выше, использовались традиционные для архипелага рукояти писо подангов и парангов (то есть не происходило копирование рукоятей импортного оружия) и традиционные материалы для их изготовления. На наш взгляд это говорит об определенной ригидности оружейной культуры Малайского архипелага, несмотря на ее «открытость» новым формам клинкового оружия.
Пока не совсем ясно, как булатные клинки из Персии попадали в этот регион. Мы считаем, что их, среди прочих товаров, привозили индийские и арабские купцы, в странах которых подобные клинки использовались в традиционном оружии. А так как булат ценился в Индии и в арабских странах, легко понять, почему количество подобных персидских клинков на Малайском архипелаге на порядок меньше, чем европейских клинков, которые завозили голландцы.
Возвращаясь непосредственно к булатным предмета, рассмотренным в статье, мы предполагаем, что такие клинки в глазах местного населения, обладали высокой ценностью. Во-первых, неоднородная структура булата, создающая струйчатый рисунок на поверхности клинка, была привлекательна для местного населения, ценящего узор памора на традиционном холодном оружии, а во-вторых наличие арабских надписей, вытравленных на клинках, дополнительно повышало статус владельца клинка, так как считалось, что арабские надписи (даже их имитации) обладают свойствами талисмана и это, само собой, увеличивало ценность оружия. Таким образом, можно сделать вывод, что булатные персидские клинки высоко ценились на Малайском архипелаге и как оружие, и как талисман, представляя таким образом, определенный феномен.
Авторы Д.Ю. Милосердов и Ю.А. Александров.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить