Главная/Статьи/Классификация некоторых типов длинноклинкового оружия Индии. Краткий обзор названий и терминов.

Классификация некоторых типов длинноклинкового оружия Индии. Краткий обзор названий и терминов.

« Назад

04.01.2023 20:48

DSC_1228
Индийский субконтинент имеет древнюю культуру, множество разных народов и религий. Все это сказалось на развитии и разнообразии холодного оружия.
Если обратиться к книгам исследователей индийского холодного оружия, то можно встретить множество противоречий. Это легко объяснимо: Индия — это целый субконтинент, и поэтому она настолько разнообразна, что не поддается жесткой категоризации. Это означает, что никакой реальный метод именования вещей не будет применим ко всему субконтиненту, поскольку всегда будут исключения, которые можно найти.

Это разнообразие не только языковое, но культурное и материальное. Точнее говоря, производство вооружений в Индии, учитывая, что это был целый субконтинент, никогда не было стандартизировано. Вот почему существует так много вариаций форм и комбинаций клинка и рукояти. Определенные мастерские, финансируемые государством или семьями правителей, конечно, существовали, но сужение круга таких вещей все еще находится в стадии исследования, и пока ничего нельзя сказать определенно с точки зрения региональных стилей. В целом, однако, суть в том, что в такой децентрализованной отрасли не было условностей от города к городу или от региона к региону в отношении того, каким меч должен был «быть» или выглядеть, поэтому очень немногие индийские мечи выглядят одинаково.

Если взглянуть на названия и типологии индийского оружия, европейский (в первую очередь британский) колониализм внес больше неразберихи, чем систематизации. Колониализм очень жестоко положил конец многовековым традициям производства оружия и столь же жестоко рассеяло любые попытки сохранить большую часть искусства, связанного с оружейным производством, включая любые возможные названия или типологические условности, которые могли присутствовать или не присутствовать в центрах производства оружия. Многие из имен, которые мы используем сегодня, также исходят от колониальных этнографов, которые всего лишь подходили к людям на улице и спрашивали: «Эй, как вы это называете?», После чего они быстро транслитерировали ответ на основе того, что они услышали: не считаясь с местным правописанием или диалектическим вариациям. Они (старые этнографы) являются причиной того, что у нас есть такие странные термины, как «tooroom», для обозначения катара с защитной планкой или «конгавеллум» для обозначения типа меча-мачете на юго-западе Индии. На самом деле, в наши дни почти невозможно различить лингвистическую обоснованность любого из этих терминов и многих других, подобных им, которые сохранились до наших дней, поэтому сегодня мы называем более старые формы кханда «патисса», хотя на самом деле текущие исследования показывают, что термин «паттиша» исторически использовался для обозначения копья или трезубца (трисулы), а не меча.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить,
что индийская терминология очень сложна и дублирует друг друга из-за исторического децентрализованного производства, смешанного с многовековым колониализмом.
Также важно учитывать, что Индия — древняя цивилизация, и конкретное оружие могло иметь несколько названий на протяжении 2-3 тысячелетий или вообще быть утерянным.

Кроме этого некоторым типам оружия историки давали имя собственного изобретения, например хайберский нож/салаварский ятаган, мадрасская рапира и т. д.

Итак, учитывая все изложенное выше попытаемся разобраться с терминологией и названиями длинноклинкового оружия Индии.

Термины.
Первое, что необходимо отметить: два наиболее распостраненных среди коллекционеров названий — Тальвар и Фиранги являются общими терминами. Термин Тальвар, в переводе с санскрита «меч», применим к длинноклинковому индийскому оружию с изогнутым клином, не зависимо от типа его рукояти. Следует отметить, что некоторые тальвары имеют собственные названия, такие как Goliya, Sirohi, Tegha или иметь в названии географическое обозначение, связанное с местным стилем изготовления оружия, например Тальвар Пенджаби или Тальвар Дели.

d-12 (12)Tulwar  Классический тальвар
Термин Фиранги относится к длиннокликовому холодному оружию с иностранным клинком. Он происходит от арабского al- faranji (франк). Чаще всего Фиранги имеют клинок рапиры или палаша с прямым, двулезвийным клинком. Изогнутые однолезвийные сабли с иностранным клинком и индийской рукоятью изначально называли Алемани (немец), но этот термин не получил широкое распотранение и такое оружие тоже стали называт Фиранги.
536 (1) 536 (6)
536 (2) 
Фиранги

1155 (9) 1155 (3)

1155 (8) Алемани/Фиранги

Еще два термина, преминимые к индийскому длинноклинковому оружию — это Арапуста (Arapusta) и Арадам (Aradam). Этими терминами обозначаются не типы холодного оружия, а внешний вид клинков. А именно, зазубренные на одном лезвии клинки называются Арадам на обоих лезвиях — Арапуста. Таким образом названия некоторых видов индийского оружия могут звучать так: Арапуста Тальвар, Арадам Кханда. Преимущественно мечи с зазубренными клинками были оружием дворцовой стражи. В феодальной Индии у местных правителей было популярно снабжать своих людей очень экстравагантным оружием, полным ненужных, но грозно выглядящих шипов, зубцов, дополнительных лезвий и т. д.
880 (1) 880 (4)

Арадам тальвар

d-21 (1) d-21 (6)
Арапуста тальвар

Еще один термин, используемый в названиях индийского длинноклинкового оружия — это Сухела (Sukhela). Слово Сухела изначально использовалось как местный термин для обозначения определенного сорта низкоуглеродистой стали или по другой версии, имеющей слоистую структуру («дамаск). Позже из-за того, что туземцы иногда описывали свои мечи исключительно по материалу клинка, этнографы в конечном итоге смешивали этот термин с другими характеристиками, такими как жесткость, форма лезвия. Постепенно термин, обозначающий материал изготовления клинка, стал использоваться в южной части Индии, как название длинноклинкового оружия с прямым клинком.
 
Dhup+-+JPG Сухела

Дхоп или Дхуп (Dhop/Dhoup/Dhup) Маратхи использовали этот термин для обозначения кавалерийского длинноклинкового оружия с корзинчатым эфесом. Клинок мог быть как прямой, так и изогнутый. До сих пор среди жителей Индии этот термин используется для обозначания оружия с корзинчатым эфесом и длинным мощным клинком. Однако британские исслледователи Дж. Стоун и Р. Эгертон упоминают в свих работах Дхоп, как оружие с исключительно прямым клинком.
1466 (7) 664 (2)

Корзинчатый эфес или "индийская корзина"

Шикаргар (shikārgar) этот термин относится к мечам и саблям с изображениями сцен охоты на клинке. Оно происходит от слова шикар (شکار), что конкретно означает охоту посредством погони, и гар (گار) исполнитель, действующее лицо. Шикаргар может быть как с прямым, так и с изогнутым клинком.
Шикаргар  
Шикаргар

Названия.
Голия (Golia) это тальвар, который имеет значительно изогнутый неширокий однолезвийный клинок, схожий с персидским шамширом. Клинок Голии всегда однолезвийный, часто линзовидного сечения. Название происходит от пенджабского, что означает ‘круглый’. Происхождение названия сикхское.
237 Golia Golia

Голия


Сирохи (Sirohi ) отличается однолезвийным клинком незначительной кривизны, средней ширины (3 — 3,5 см) с выраженной длинной пятой. Название Сирохи связано с одноименным городом в Раджастане, который славился своими клинками для мечей.
d-13 (1) Sirohi Сирохи

Тэга (Tegha) имеет однолезвийный широкий клинок, кривизна клинка может различаться. Первоначально предназначенный для разрезания матерчатых доспехов. Позже это было связано с казнями (возможно, апокрифически). Некоторые источники уиверждают, что Тэга - это любой клинок, имеющий расширение ближе к окончанию. Большинство исследователей индийского холодного оружия не согласны с этим утверждением.
d-26 (1) 1369 (1)
Tegha  Тэга

Катти (Katti) изогнутый однолезвийный клинок с лезвием, находящимся внутри изгиба. Чаще клинок Катти имеет двойной изгиб. Отчасти это общее название связанное с более коротким холодным оружием, называемым Айда Катти или Аюда Катти (Ayda Katti/Ayuda Katti). Достоверно не известно, но возможно слово Катти использовалось на юге Индии для обозначения режущего оружия.
katti1 katti

Катти

Сосун Пата (Sosun Pattah) название этого вида на урду означает "лист лилии". Клинок Сосун Пата однолезвийный, с лезвием, находящимся внутри изгиба Существует два типа: раджпутская форма имеет рукоять в виде индийской корзины (корзинчатый эфес), в то время как исламская - индо-мусульманскую рукоять (эфес катушечной формы). Форма, клинка возможно, восходит ко временам Акбара, чему есть некоторые свидетельства в искусстве Айн и Акбари (Ain I Akbari).
806 (1) Sosun+Pattah

Сосун Пата

Дхуп или Дхоп (Dhup/Dhop), в южной части Индии Сухела (Sukhela) в результате путаницы в нынешнее время эти общие термины стали применяться, как собственные названия для длинноклинкового оружие с прямым двулезвийным клинком обычной формы.
1466 (2) Dhup+-+JPG

Дхуп или Сухела

Кирах (Kirach) имеет не совсем прямой клинок, но немного изгнутый вперед к окончанию. Он однолезвиный и обычно имеет загнутый книзу боевой конец. Кирах часто путают с Катти, приведенной выше.
453 (kirach) kirach Кирах

Кханда (Khanda) - традиционный меч индуистской Индии хотя он также использовался моголами на севере. Эфес кханды, как правило, корзинчатый. Клинок чаще всего прямой, может быть как двулезвийным, так и однолезвийным, всегда расширяется к окончанию. Формы окончаний могут быть различны, но наиболее часто встречающиеся - лопатообразные. Очень редко встречаются кханды со слегка изогнутым клинком.
664 (1) 664 (3)
664 (8) Khanda
Кханда

Патисса (Pattisah) впервые упоминание о ней появляется в древнем тексте о стрельбе из лука и военном деле “Дханурведа” примерно 1100-800 гг. до н.э. Здесь она определяется как копье с острым лезвием или какое-либо другое оружие с тремя наконечниками. Он также появляется в “Итихасе” как «копье с острым лезвием» и оружие, которое носил индуистский бог Шива. Судя по этим описаниям, этот предмет изначально был трезубцем или трисулой, с которым действительно часто изображают Шиву.
Каким-то образом значение изменилось, и сегодня слово paṭṭiśaḥ (पट्टिश) в основном используется для обозначения меча с большим обоюдоострым лопатчатым клинком. Патиссы представляют собой форму ранней Кханды (खंडा), у которой еще нет рукояти корзины, которая стала обычным явлением для них с 17 века.
этот меч похож на кханду, но с более длинным и тонким клинком. Распространены одно- и обоюдоострые разновидности. Геометрия окончания клинка варьируется, но большинство из них имеет окончание сходящееся к острию под тупым углом.
patissa (1) patissa (2)
Patissa

Патисса

Дандпатта или чаще Пата (Dandpatta/Pata) это оружие маратхов, которое невозможно ни с чем спутать.Основные отличительные черты Паты это пепендикулярная клинку рукоять, обеспечивающая поперечный хват и крага, защищающая кисть и предплечье.
Клинки Паты
обычно довольно широкие и длинные (около одного метра), обычно двулезвийные, но известны также и однолезвийные экземпляры. Считалось, что в XVII веке самые лучшие клинки были из Европы. Встречаются клинки с европейскими клеймами. Позже, в XIX веке самые почитаемые клинки производились в Лахоре.
kutch-pata 303 (7)
Пата/Дандпатта

В дополнение я хотел бы сказать еще несколько слов о классификации типов эфесов индийского оружия, прежде всего тальваров. При общей их схожести тем не менее существуют некоторые общие черты, благодаря которым, эфесы тальваров можно разделить по стилям.
Было предпринято много попыток установить определенную классификацию форм рукояти тулвара, вероятно, одной из самых известных является работа доктора Г.Н.Панта «Индийское оружие и доспехи».
Сначала стоит разделить формы эфесов индийского оружия на две основные группы: раджпутская форма имеет рукоять в виде индийской корзины (корзинчатый эфес), в то время как исламская - индо-мусульманский эфес (катушечной/тальварной формы).
Раджпутский (корзинчатый) эфес или «индийская корзина» не разделяется на подвиды.
664 (2) 1466 (6)

Раджпутский корзинчатый эфес "индийская корзина"

 d-20 (19) d-24 (2)
Индо-мусульманский эфес (катушечной/тальварной формы).

А вот индо-мусульманскую эфес, его также называют «тальварным» различается по стилям.
Холбейн Хэндли (Holbein Hendley) в своей книге «Дамасские изделия в Индии» ( Damascene Work in India) иллюстрирует три вида эфесов:

  • Хаким Хани (hakim khāni)
    hakim-khani-talwar-hilt

  • Хаким Шани (hakim shani)
    hakim-shahi-talwar-hilt

  • Каран Шани (karan shahi)
    karan-shahi

    Однако при этом он также не отказывается от классификации индийских эфесов по регионам.
    talwar hilts
    Классификация тальварных эфесов по регионам.

    И надо сказать, что именно региональная принадлежность в нынешеней среде коллекционеров является основным критерием классификации тальварных эфесов. В этом случае название стиля эфеса соответствует месту его производства.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

 
Закрыть
Кабинет
Найти товар
Каталог
Подбор по параметрам