Мандау - оружие даяков - охотников за человеческими головами.
« Назад 25.07.2015 05:01
Образ жизни Даяков, сохраняющих свои древние обычаи, привычки и религиозные убеждения, всегда включал в себя отрубание голов. Их стали боятся, как охотников за головами и только в последние годы эта практика была «в основном» заброшена. (Официально, охота за головами не существует на Борнео, но как это точно отследить в изолированных от цивилизации джунглях). Мечом мандау можно не только отделить голову врага от тела, но и, допустим, перерубить преграждающую путь толстую лиану – это настоящий, рабочий инструмент. Обычно мечи Мандау сделаны по схожей схеме: узкий у рукояти клинок расширяется к концу. Заточен с одной стороны, но не плоский в сечении. Скорее, слегка вогнутый для обеспечения оптимальной режущей силы. Эфес этого меча обычно изготовлен из дерева или кости. Стилизованные головы животных, как и пучки волос, торчащие из верхней части рукояти, являются основным украшением этих мечей. Иногда это человеческие волосы, иногда – козья шерсть. Сложно определить. Маленький нож, спрятанный с обратной стороны ножен, обычно использовался для личной гигиены или в бытовых целях, для вскрытия добытой дичи или в наиболее жестокой форме – для удаления мягких тканей с черепа врага а также мозга, через ноздри. В удаленных деревнях Борнео путешественники часто могут видеть человеческие черепа – обычно не очень свежие… Термин "хэдхантер" - охотник за головами - давно и прочно вошел в нашу жизнь. Сегодня так называют многочисленных специалистов, занятых охотой за молодыми талантами. Крупные корпорации тратят немалые деньги, чтобы содержать целые отделы подобных сотрудников. Но до сих пор веет от этого слова жутью древних непроходимых джунглей. Добро пожаловать в мир настоящих охотников за головами, для которых убийство - каждодневная работа, а коллекция отрубленных голов - показатель социального статуса. Корни. Подавляющее большинство известных ныне боевых искусств являются плодом высокоразвитых цивилизаций. Будь то Европа или Восток. Сами школы - продукт высокой культуры. Ведь для этого требуется очень многое. Нужен активный запрос самого общества, готового признать необходимость в высококвалифицированных бойцах, выделить им место в социальной иерархии. Должна сформироваться своеобразная субкультура, позволяющая мастерам не умереть с голоду, в какой бы части страны они ни оказались. Не обойтись и без поддержки властей, ведь все эти монастыри и фехтовальные братства в большинстве своем существовали именно на государственные деньги. Но все это появилось не так уж давно. А предтечей боевых искусств у всех народов, населяющих наш "шарик", был практичный набор необходимых для выживания в данной местности приемов. То, что действительно передавалось от старшего поколения молодому. С одной стороны, это были сугубо «повседневные» способы отправления собратьев по виду в царство мертвых. С другой - уже в те далекие годы боевые умения были окружены сложными ритуалами, имели так называемую духовную составляющую. Буддизм, даосизм, ислам и христианство тогда еще даже не маячили на горизонте. Всем заправлял шаманизм - учение о духах и внутренней силе. Именно ему мы обязаны появлением ритуального каннибализма и самих охотников за головами. Пожалуй, с тем или иным вариантом традиции охоты за головами были знакомы все народы мира. Просто европейская цивилизация заново столкнулась с этим явлением, когда уже полностью находилась во власти христианства. Отсюда и культурный шок. Тем не менее обряды охоты за головами даже в те времена присутствовали у народов Старого (племена аборигенов острова Тайвань) и Нового Света (племя хиваро в Эквадоре). Также сей увлекательный ритуал был хорошо знаком жителям острова Суматры. Но все-таки наибольшую известность в этом плане получили даяки Северного Калимантана. Ведь они собирали свои жуткие трофеи и в конце XX столетия. Ритуал охоты за головами начал постепенно отмирать лишь в конце XIX века, хотя отдельные случаи рецидива фиксировались вплоть до 50-х годов XX столетия. Остров Борнео (ныне Калимантан) - один из величайших в мире. Малайцы зовут его Тана (земля) или Поло (остров). В этнографическом отношении Борнео чрезвычайно интересен потому, что его обитатели, известные под общим именем даяков, отличаются существенными особенностями. Их разделяют на горных даяков, людей вообще миролюбивых, обитающих во внутренности острова, и морских даяков, заселяющих морские берега и низовья рек. Морские даяки весьма воинственны. Некоторые войны продолжаются уже в течение многих десятков лет и имеют совершенно особые основания: воюющие племена стремятся установить одинаковость числа голов, отсеченных на одной и на другой стороне. Ужасный обычай срезывания голов заслуживает особенного внимания, потому что он свойствен только даякам. При добывании голов на личности особого внимания не обращали: их отрезали не только у воинов, но и у стариков, женщин и детей. Основное условие - трофеем считаются только головы убитых врагов, а не умерших естественной или случайной смертью. Именно такие головы наделены особой магической силой. Подготовка головы к консервации сопровождалась сложным ритуалом, подчас включающим и элементы каннибализма. Этот ритуал начинался сразу после того, как воинам удавалось покинуть территорию врага, иначе голова могла потерять свою магическую силу. Охота за головами никогда не была связана с какой-то особой патологической жестокостью даяков. Просто, как и многие примитивные народы, они верили, что именно человеческая голова является богатейшим источником жизни, который способствует плодородию полей, обилию добычи и плодовитости женщин. Именно поэтому корзины с высушенными головами хранили в общине как великое сокровище, передавали от отца к сыну. Обычай этот, без сомнения, очень древнего происхождения. По старинным описаниям путешествий известно, что даяки в северном Борнео приносили в жертву богам человеческую голову. Даяки, которых спрашивают о происхождении этого обычая, говорят, что он перешел к ним от отцов. В деревнях раздаются громкие крики радости всякий раз, когда возвращаются сюда с добычею, т.е. с человеческими головами. Разбойники кричат уже издали. Тогда мужчины, женщины и дети спешат навстречу возвращающимся и отвечают им так же криками. Головы, рачительно завернутые в листья пальмы, выносят на берег с торжеством. У морских даяков голова не составляет собственности деревни, как у горных, а принадлежит тому, кто ее добыл. Тем не менее честь племени увеличивается от доставления трофеев в деревню.
Мандау 1, 2 вы можете купить в магазине антикварного и этнического оружия raritet-salon.ru КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение
|