slogan

 

+7 (495) 767-59-33

info@raritet-salon.ru

 

Мандау - оружие даяков - охотников за человеческими головами.

« Назад

25.07.2015 05:01

561 (2)
Мандау – традиционный меч племени Даяков с островов Борнео. Мандау (что обычно означает «двойной нож») имеет два лезвия: основное и небольшой нож, спрятанный в с обратной стороны ножен. Мандау в длину около 46 сантиметров. Ножны, сделанные из двух кусков формированного дерева скрепленных вместе полосками ротанга, украшены традиционной росписью Даяков с талисманными символами, включающими дракона Dayak Aso, мистического Драконопса. Как и про Керис, про Мандау верят, что их сверхъестественные силы передаются из поколения в поколение. Мандау – самое романтизированное, хотя и мрачное оружие Борнео
.
mandau (2)

Образ жизни Даяков, сохраняющих свои древние обычаи, привычки и религиозные убеждения, всегда включал в себя отрубание голов. Их стали боятся, как охотников за головами и только в последние годы эта практика была «в основном» заброшена. (Официально, охота за головами не существует на Борнео, но как это точно отследить в изолированных от цивилизации джунглях).

mandau (3)

Мечом мандау можно не только отделить голову врага от тела, но и, допустим, перерубить преграждающую путь толстую лиану – это настоящий, рабочий инструмент. Обычно мечи Мандау сделаны по схожей схеме: узкий у рукояти клинок расширяется к концу. Заточен с одной стороны, но не плоский в сечении. Скорее, слегка вогнутый для обеспечения оптимальной режущей силы.
mandau (4)
Его предназначение – резать, поэтому он может быть даже немного закруглен. Хорошая сохранность клинков обеспечивается отнюдь не магией, но использованием руды железных метеоритов из русла рек острова. Такая руда включает в себя титан, что придает мечу малый вес, но не в ущерб прочности и гибкости. Клинок, изготовленный из мягкого железа, предотвращает поломку а узкая полоска твердого железа, вставленного в прорезь режущей грани, обеспечивает остроту. Охотнику за головами необходимо быстро вынимать меч из ножен. С этой целью Мандау довольно короток, что также славно помогает в лесу при прорубании себе дороги сквозь густые джунгли Борнео. В ножнах мандау находится режущей стороной вверх и на этой же стороне расположен выступ на рукояти, так что при попытке вытащить из меч из ножен рука сама ухватиться за рукоять и выступ правильной стороной и мандау будет практически мгновенно извлечен из ножен и будет готов к работе. Сочетание этих трех факторов: размера, режущей силы и удобства и обеспечило Мандау такую страшную славу.

575 (1)

Эфес этого меча обычно изготовлен из дерева или кости. Стилизованные головы животных, как и пучки волос, торчащие из верхней части рукояти, являются основным украшением этих мечей. Иногда это человеческие волосы, иногда – козья шерсть. Сложно определить. Маленький нож, спрятанный с обратной стороны ножен, обычно использовался для личной гигиены или в бытовых целях, для вскрытия добытой дичи или в наиболее жестокой форме – для удаления мягких тканей с черепа врага а также мозга, через ноздри. В удаленных деревнях Борнео путешественники часто могут видеть человеческие черепа – обычно не очень свежие…

mandau (5)

Термин "хэдхантер" - охотник за головами - давно и прочно вошел в нашу жизнь. Сегодня так называют многочисленных специалистов, занятых охотой за молодыми талантами. Крупные корпорации тратят немалые деньги, чтобы содержать целые отделы подобных сотрудников. Но до сих пор веет от этого слова жутью древних непроходимых джунглей. Добро пожаловать в мир настоящих охотников за головами, для которых убийство - каждодневная работа, а коллекция отрубленных голов - показатель социального статуса. Корни.

mandau (6)

Подавляющее большинство известных ныне боевых искусств являются плодом высокоразвитых цивилизаций. Будь то Европа или Восток. Сами школы - продукт высокой культуры. Ведь для этого требуется очень многое. Нужен активный запрос самого общества, готового признать необходимость в высококвалифицированных бойцах, выделить им место в социальной иерархии. Должна сформироваться своеобразная субкультура, позволяющая мастерам не умереть с голоду, в какой бы части страны они ни оказались. Не обойтись и без поддержки властей, ведь все эти монастыри и фехтовальные братства в большинстве своем существовали именно на государственные деньги. Но все это появилось не так уж давно. А предтечей боевых искусств у всех народов, населяющих наш "шарик", был практичный набор необходимых для выживания в данной местности приемов. То, что действительно передавалось от старшего поколения молодому. С одной стороны, это были сугубо «повседневные» способы отправления собратьев по виду в царство мертвых. С другой - уже в те далекие годы боевые умения были окружены сложными ритуалами, имели так называемую духовную составляющую. Буддизм, даосизм, ислам и христианство тогда еще даже не маячили на горизонте. Всем заправлял шаманизм - учение о духах и внутренней силе. Именно ему мы обязаны появлением ритуального каннибализма и самих охотников за головами.

mandau (7)

Пожалуй, с тем или иным вариантом традиции охоты за головами были знакомы все народы мира. Просто европейская цивилизация заново столкнулась с этим явлением, когда уже полностью находилась во власти христианства. Отсюда и культурный шок. Тем не менее обряды охоты за головами даже в те времена присутствовали у народов Старого (племена аборигенов острова Тайвань) и Нового Света (племя хиваро в Эквадоре). Также сей увлекательный ритуал был хорошо знаком жителям острова Суматры. Но все-таки наибольшую известность в этом плане получили даяки Северного Калимантана. Ведь они собирали свои жуткие трофеи и в конце XX столетия. Ритуал охоты за головами начал постепенно отмирать лишь в конце XIX века, хотя отдельные случаи рецидива фиксировались вплоть до 50-х годов XX столетия. Остров Борнео (ныне Калимантан) - один из величайших в мире. Малайцы зовут его Тана (земля) или Поло (остров).
mandau (8)

В этнографическом отношении Борнео чрезвычайно интересен потому, что его обитатели, известные под общим именем даяков, отличаются существенными особенностями. Их разделяют на горных даяков, людей вообще миролюбивых, обитающих во внутренности острова, и морских даяков, заселяющих морские берега и низовья рек. Морские даяки весьма воинственны. Некоторые войны продолжаются уже в течение многих десятков лет и имеют совершенно особые основания: воюющие племена стремятся установить одинаковость числа голов, отсеченных на одной и на другой стороне. Ужасный обычай срезывания голов заслуживает особенного внимания, потому что он свойствен только даякам. При добывании голов на личности особого внимания не обращали: их отрезали не только у воинов, но и у стариков, женщин и детей. Основное условие - трофеем считаются только головы убитых врагов, а не умерших естественной или случайной смертью. Именно такие головы наделены особой магической силой. Подготовка головы к консервации сопровождалась сложным ритуалом, подчас включающим и элементы каннибализма. Этот ритуал начинался сразу после того, как воинам удавалось покинуть территорию врага, иначе голова могла потерять свою магическую силу. Охота за головами никогда не была связана с какой-то особой патологической жестокостью даяков. Просто, как и многие примитивные народы, они верили, что именно человеческая голова является богатейшим источником жизни, который способствует плодородию полей, обилию добычи и плодовитости женщин. Именно поэтому корзины с высушенными головами хранили в общине как великое сокровище, передавали от отца к сыну.
mandau (9)

Обычай этот, без сомнения, очень древнего происхождения. По старинным описаниям путешествий известно, что даяки в северном Борнео приносили в жертву богам человеческую голову. Даяки, которых спрашивают о происхождении этого обычая, говорят, что он перешел к ним от отцов. В деревнях раздаются громкие крики радости всякий раз, когда возвращаются сюда с добычею, т.е. с человеческими головами. Разбойники кричат уже издали. Тогда мужчины, женщины и дети спешат навстречу возвращающимся и отвечают им так же криками. Головы, рачительно завернутые в листья пальмы, выносят на берег с торжеством. У морских даяков голова не составляет собственности деревни, как у горных, а принадлежит тому, кто ее добыл. Тем не менее честь племени увеличивается от доставления трофеев в деревню.
mandau (13)
Воин вынимает мозг через затылочное отверстие, сушит добычу на огне и рачительно сохраняет ее. В некоторых домах копченые человеческие головы лежат корзинами, и их обилием гордится семейство. Сушеные головы сын наследует от отца и считает их драгоценным достоянием». Российский журнал «Вокруг света» в статье «Даяки на Борнео» живописал ужасы «кровавого спорта дикарей» - охоту за головами. Следует отметить, что этот обряд никоим образом не являлся монополией даяков и в прошлом был широко распространен среди народов Старого (племена аборигенов острова Тайвань) и Нового Света (племя хиваро в Эквадоре). В самой Индонезии охота за головами была хорошо знакома жителям островов Суматры, Калимантана и Сулавеси (Целебс), однако наиболее громкую славу самых яростных охотников снискали ибаны (или морские даяки) Северного Калимантана.
mandau (14)
Исследования первой половины XX века позволили по-иному осветить этот обряд, отражающий в себе механизм регулирования отношений человека с природой и символиэировавший борьбу двух антагонистических начал, верхнего и нижнего миров, а также постоянную смену и чередование жизни и смерти. В числе многочисленных причин, обусловивших популярность практики добывания головы врага у ибанов, важнейшее место занимало представление о голове как об особенно богатом источнике жизненней силы, которая способствует плодородию полей и плодовитости женщин, изобилию дичи и рыбы, т.е. обеспечивает благополучие и процветание всей общины. Поэтому успешное возвращение мужчин с трофеями превращалось в самый грандиозный из всех ритуалов, символизирующий кульминационный момент единения космоса и общины, с танцами, театрализованными представлениями и диалогическими песнопениями. Назывался он «гавай бурунг» (праздник птиц) и был посвящен верховному божеству и предку ибанов, вещей птице Сингаланг Бурунг, являвшейся по совместительству еще и небесным покровителем охотников за головами.
mandau (11)
Добывший голову мужчина доказывал свою храбрость и мужские достоинства, повышал свой социальный престиж, особенно в глазах женской части населения. Подчас требование добыть голову врага исходило именно от женщины и побуждало ее мужа или возлюбленного принять участие в рискованном военном походе. Непременным условием вступления в брак молодого человека из племени ибанов было преподнесение в дар будущей супруге головы убитого врага. Отправлявшийся в военный поход даяк выглядел весьма живописно. Из одежды на нем была набедренная повязка и головной платок, реже - жакет. Из средств личной защиты иногда использовался щит.
mandau (10)
Тело бывалого воина от горла до пяток украшала сложноструктурированная татуировка, представляющая собой символические изображения древа мира, крыльев птицы-носорога, листьев пальмы, драконов и множества других фигур, которые должны были защищать владельца от злых духов и коллег-конкурентов из другого племени. Помимо магического значения, татуировка выполняла и вполне прагматичную роль перманентного джунглевого камуфляжа. Успехи в охоте за головами отражались в особых антропоморфных фигурах, татуированных на пальцах и тыльной стороне кистей. Наносить себе такие изображения имел право только удачливый воин или вождь.
mandau (12)
Даяки, несмотря на периодическое столкновение с технологически более развитыми культурами, не стремились перенять их опыт. Современные виды вооружения так и не вытеснили традиционную духовую трубку и меч-мандау. Эти вещи созданы благодаря опыту, приобретенному в ходе многочисленных походов через джунгли. Не знавшие ни лука, ни арбалета, даяки довели до совершенства владение длинной тростью-трубкой. Обладавшая металлическим наконечником, она могла не только использоваться как метательное оружие, но и в случае необходимости применялась как копье. Стрелы - заостренные тонкие палочки - обрабатывали ядом кобры. Мастера могли эффективно стрелять из своего оружия на расстояние более сотни метров. Но все-таки основным видом оружия был меч. Он служил не только инструментом для убийства себе подобных.
641 (1)
По мере надобности им, как мачете, прорубали дорогу в джунглях, с его помощью обустраивали лагерь и изготавливали утварь из дерева. Клинок, имевший одностороннюю стамесочную заточку, был по максимуму приспособлен к долгим походам. Его легко можно было подточить на любом подвернувшемся под руку плоском камне. Особой техники владения мандау не существовало. Меч по своей балансировке был предназначен для нанесения мощных рубящих ударов от плеча. А вся тактика даяков строилась на внезапном налете на деревню или нападении из засады.

 

Мандау 1, 2 вы можете купить в магазине антикварного и этнического оружия raritet-salon.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить